В условиях экономического кризиса многие владельцы коммерческой недвижимости сталкиваются с такой проблемой, как потеря арендаторов. ТЦ теряет доход, появляются простои и убытки. Найти новых арендаторов в такие периоды проблематично, поэтому оптимально искать решения, которые позволят сохранить действующие отношения между арендодателем и арендатором.
Как сохранить партнерские отношения с арендаторами?
Для поддержания взаимовыгодного сотрудничества, особенно в условиях экономического кризиса, следует прибегать к комплексным мерам. Стратегия совместного развития позволяет выстоять в сложных обстоятельствах и не потерять арендаторов. К комплексным мерам для кризисных условий относят:
Анализ актуальности арендных ставок
Изначально оценивают актуальность арендных ставок. На основании проведенного анализа, прибегают к помощи релевантных инструментов для урегулирования взаимоотношений с арендаторами. Для поддержания отношений можно воспользоваться:
- отсрочками платежей;
- переходом на оплату процента от товарооборота;
- предоставление дополнительных гарантий и другого.
Нередко арендодатели не желают видеть реальность происходящего. Из-за этого до последнего избегают разговора с арендаторами, смену условий сотрудничества.
Инвентаризация площади
При первых признаках кризисной обстановки проводят инвентаризацию имеющейся площади и при необходимости переформатируют ее под новые запросы рынка. Это позволит заполнить вакантные объекты, расширить возможности использования площади.
Изменение арендных договоров
При составлении новых или переоформлении старых договоров аренды нужно прописывать условия с поправками на кризисные ситуации, например, на ту же пандемию, чтобы стороны могли безболезненно выходить из сложных ситуаций. Дополнительные условия арендного договора дадут арендатором больше уверенности и стабильности для развития бизнеса, а арендодатель же получить возможность лучше прогнозировать свою деятельность в кризисных ситуациях.
Поддержка арендаторов в маркетинге и PR
Многие арендодатели даже не рассматривают такой вид поддержки арендодателей, а некоторые, напротив, ожидают такой помощи от них. На практике же более эффективными будут совместные маркетинговые решения, которые будут направлены на дополнительное привлечение потока клиентов. Например, можно организовать с арендаторами активное продвижение в социальных сетях, совместное проведение акций или развлекательных программ, которые и привлекут требуемую покупательскую аудиторию.
Однако такое решение приемлемо только в тех случаях, когда коммерческая недвижимость управляется профессиональными управляющими компаниями. Собственники, самостоятельно управляющие ТЦ и прочей коммерческой недвижимостью, такой возможностью не наделены, поскольку концентрируются лишь на финансовых механизмах.
Внедрение онлайн-сервисов
Различные онлайн-сервисы для собственников, арендаторов и посетителей позволяют лучше анализировать поведение потребителей и организовывать коммуникацию. Вместе с этим появятся новые возможности для увеличения объемов продаж, а вместе с ними и больший доход от арендной платы.