Стоит ли открывать ТРК в 2022 году?

Сегодня ТРК являются наиболее популярными объектами для проведения досуга у семей с детьми, молодежи, офисных сотрудников и других людей. Такие центры предлагают удовлетворение практически всех потребностей своих посетителей: покупки, еда различных кухонь, получение услуг и многое другое.

Несмотря на популярность и появление ТРЦ в каждом районе страны, в текущей экономической ситуации и из-за последствий двухлетней пандемии открытие торгово-развлекательного комплекса затруднено. При запуске такого объекта владелец коммерческой недвижимости сталкивается со следующими проблемами:

Большая доля свободных площадей

Согласно итогам 2022 года, доля свободной площади у небольших ТРЦ составляет около 10%. И этот показатель не максимален. У более крупных комплексов свободная площадь занимает не более 2-5% от общей территории. Что же касается новых, только открывающихся ТРК, то для них характерна доля свободной площади до 40%, что является нормой для этой коммерческой недвижимости. А это, в свою очередь, поспособствует росту вакантности и снижению доходности ТРК.

Низкая доходность

Доход ТРК напрямую зависит от потока трафика и заполнения торговой площади арендаторами. В текущей ситуации крупные торгово-развлекательные центры теряют до 60% потребительского трафика, что связано с уходом с рынка зарубежных компаний. Малый клиентопоток порождает большую вакантность, поскольку арендаторы расторгают договоры и уходят к владельцам более популярных коммерческих недвижимостей для поддержания приемлемого товарооборота.

Потеря только зарубежных арендаторов вызвала снижение выручки на +- 30%. Оставшиеся магазины, не способные поддерживать прежний товарооборот, просят пересмотра арендных договоров и снижения ставки, что также сказывается на объемах выручки владельцев коммерческой недвижимости.

Жесткие условия банков

Львиная доля открывающихся ТРК закредитована, как и уже имеющиеся торговые центры. Если ранее владельцы такой недвижимости выплачивали более-менее ключевую ставку ЦБ, равную 2-5% годовых, то в текущей реалии кредитные обязательства увеличены минимум вдвое.

Итог

Новые только открывшиеся ТРК на первых этапах не способы генерировать нужный объем трафика для поддержания нужного товарооборота у арендаторов. Это в свою очередь станет причиной невозможности получения высокой арендной платы с торговой площади и, как результат – выполнения кредитных обязательств перед банком. Без грамотной стратегии и профессионального управления ТРК станет убыточным, что в текущей реалии вполне прогнозируемо.